x3logo
Статьи
СтатьиОбщие
Уроки фотографии
Композиция
Свет
Объективы
Фотошоп

Верный полтинник

Petteri Sulonen
Верный полтинник


О, полтинник. Правдивый рассказчик и самый коварный лжец. Скучная "норма", на изучение которой нужна целая жизнь. Объектив, который скорее внушает, нашёптывает и очаровывает, чем кричит, настаивает и указывает. Объектив моей жизни: тот, с кем я бы расстался последним, если бы жестокая судьба заставила меня продать мои стёкла, одно за оплаканным другим.

Есть нечёткая область между вычурными широкоугольниками и постоянно растущими фаллосами телефото, необитаемая земля "нормы". Это начинается где-нибудь около 35 мм и простирается куда-то почти до 100 мм. Существует определённое ехидство по поводу, какой объектив считать нормальным, как если бы был какой-то волшебный естественный способ отобразить трёхмерный мир на плоской бумаге. Кто-то присягает универсальному 35, другие интимному 85... но я всегда останусь верен Полтиннику.


"Старинные безделушки," (Тир, 2002)


Король Оптики


Я не конструктор оптики, и всё, чтоб я знаю об этом, я почерпнул из разговоров с более знающими людьми. Однако, есть нечто магическое в "нормальном угле", позволяющем создавать простые схемы, которые используются в легендарных объективах. Полтинник становится точкой опоры: это референсный объектив, обеспечивающий начало отсчёта для всех остальных. И до сих пор в нём сохраняется прелесть для конструкторов оптики... и определенного вида фотографов.

Если бы фотографы имели армии, войны велись бы за превосходство Крона над Люксом (Summicron или Summilux, два легендарных полтинника от Leica для примера, посмотрите здесь: в новом окне http://www.photo.net/bboard/q-and-a-fetch-msg?msg_id=002cKx). В линейке Canon есть не менее четырёх 50мм праймов 1.8, 1.4, 2.5 макро, и 1.0L (недавно прекращённый в производстве). У всех производителей Полтинник это объектив для парадного выхода, демонстрация того, на что их проектировщики оптики действительно способны. Даже скромный Canon 50/1.8, ценой приблизительно 100 евро, покрывает позором зумы, стоящие тысячи, и если кто-то сделал плохой Полтинник я не слышал об этом... хотя некоторые пошли на довольно серьёзные компромиссы, чтобы максимизировать некоторое специфическое качество, типа светосилы.

Объектив человеческого масштаба


Для меня лучшая вещь в Полтиннике это перспектива. Замечательные оптические качества нормального прайма идут в качестве дополнительной награды. Мир на 50 мм в каком-то неопределимом виде близок к миру, каким его видим мы. Объектив заглядывает в сцену так, как её мог бы видеть человек в любой момент, не двигая голову. Перспектива кажется естественной, вертикали остаются под контролем, и есть очень сильное впечатление от фотографирования мира с ощущением "как на самом деле".


"Диалог," (Хельсинки, 2003)

Я всегда больше всего любил те фотографии, которые запечатлевают то, что увидел я. Для меня фотография это больше видение, чем создание картинок. Полтинник объектив человеческого масштаба. Что-то есть в хороших снимках на 50, которые затягивают зрителя внутрь, как будто он смотрит сквозь бумагу или экран в сцену, увиденную фотографом. Большинство моих снимков, которые я больше всего люблю сняты на 50, и я надеюсь, что у некоторых из них есть это свойство.


"Застенчивый," (Хельсинки, 2003)

Именно это свойство "реализма" делает Полтиник таким хорошим лжецом. Перспектива заявляет, что это действительно случалось. Однако, нет ничего присущего фокусному растоянию, что помешало бы подстроить сцену с помощью специального позирования (как, например, у Картье-Брессона с его знаменитыми сценами поцелуев), отбирания кадров, или любого количества дополнительных фотографических устройств.

Говори с Полтинником


Однако, Полтинник не ограничен "документальными" картинами, это далеко не так. Из-за своей позиции в точке опоры между шириком и телевиком он имеет некоторые черты обоих. Наклоните его вверх или вниз, шагните назад, поместите в картину сходящиеся линии, поверните кадр в портретное положение, и вы получите перспективу, очень похожую на широкоугольную. Подойдите чуть ближе, заполните кадр объектом съёмки, откройте диафрагму, и вы имеете нечто похожее на короткий телевик или "портретный объектив".


"Летисия и Лейя," (Бейрут, 2002)

Другие объективы заставляют вас использовать их перспективу пучеглазый 28 или уверенный супер-теле но Полтинник можно уговорить сменить перспективу по вашему выбору. У другие нормальных объективов также есть это свойство, но более длинные будут тяготеть к теле, а более широкие к широкому углу.


"Первый трамвай," (Будапешт, 2002)

Полтинник непростой объектив. Другие фокусные расстояния навязывают снимку свой характер, в тоже время добавляя фотографических качеств, и в некотором смысле диктуют композицию. Полтинник так не делает: взамен этого, чтобы композиция работала на 50, она должна быть фотографична по сути. Вот почему многие рассматривают полтинник как лучшее фокусное расстояние для обучения фотографическому видению. С ним разница между фото и сценой будет минимальна. Полтинник не отдаёт свои секреты так просто, но его разумность и тихое очарование делают его компаньоном на всю жизнь.

Как работать с Полтинником


Учитесь видеть. Широкие углы охватывают целые сцены, телефото выбирает детали. Нормальный просто... смотрит. Полтинник объектив человеческого мастаба, поэтому ищите вещи человеческого масштаба. Если вы легко можете видеть что-то, есть шансы что это же сможет и Полтинник.

Учитесь видеть контекст также хорошо, как и центр: Полтинник достаточно свободен, чтобы включить многое из него. Ищите точки отсчёта и взаимодействия, разговор вещей между собой в окружающем пространстве.


"Чего уставился?" (Хельсинки, 2003)

Оценивайте время. Вы должны заметить наступление события или подготовку к нему. Подготовьтесь, предчувствуйте, и схватывайте, когда это всё соединяется вместе. Широкоугольные сцены не будут резко меняться из-за маленьких событий. С телевиком возможность будет или схвачена, или упущена. Сцена для Полтинника живет во времени, и опять же человеческого масштаба.


"Бег через время," (Тир, 2002)

Ищите маленькие вещи, которые иначе были бы не замечены: падающий на статую свет, птиц, формирующих узор, что-нибудь юмористическое в ржавом велике или витрине магазина; прикосновение веселого или необычного в повседневном.


"Утиная флотилия," (Хельсинки, 2003)

Прислушивайтесь к Полтиннику. Если видите что-то симпатичное, наводите туда ваш объектив, и композиция не захочет встать на место, не заставляйте его. Ищите картину побольше. Включите контекст. Не заботьтесь о потерянных снимках, потому что те, что вы получили, наверняка будут лучше, чем если бы у вас был зум. С зумом инстинкт заставит вас фокусироваться строго на объекте. С Полтинником вы должны также заставить работать контекст. Это непросто, но результат может того стоить.

Изучайте Полтинник. Со временем он может стать вашим постоянным спутником, продолжением вашего глаза, и партнёром вашего видения.

Домашнее задание


Это задание не столько о фотографии, сколько об обучении видеть фотографически. Вот почему потребуется больше работы в более жёстких уловиях, по сравнению с предыдущими заданиями.
  1. Установите вашу камеру на 50 мм и оставьте так. Это удивительно трудно сделать, если вы привыкли снимать с зумом, так что небольшое физическое напоминание может помочь. Например, отрежьте пятисантиметровую полоску от пластиковой сумки и закрепите её резинками вокруг тубуса объектива измененённая текстура будет напоминать вам не дотрагиваться до кольца зума. Или, если у вас действительно хорошая сила воли, просто положитесь на неё.

  2. Дайте себе установку: ситуация, время, сцена, здание, интерьер, портрет, ландшафт, городской вид или другой субъект, который вы хотите фотографировать, или история, которую вы хотите рассказать. События, толпы и ситуации могут быть особенно плодородны... Также времена суток с особенным светом но полтинник хорош для почти всего.

  3. Идите и снимайте. Используй только 50 мм. Сделайте минимум 100 кадров, желательно 200-300 или больше (не больше чем по 3 "идентичных" кадра с целью брэкетинга). Увеличьте сжатие, если нужно уместить их на карту памяти.

  4. Проведите редактирование: выбросьте всё, кроме 10-30 лучших кадров.

  5. Покажите 1-5 лучших и обсудите.


"Страус 31 на посту", (Хельсинки, 2003)

Автором текста и фотоснимков (если не указано иного) является Petteri Sulonen. Перевод с английского осуществлён редакцией <a href="/">x3photo</a> с согласия автора и в соответствии с <a href="http://creativecommons.org/licenses/by/1.0/fi/">Creative Commons License</a>. Если вы хотите использовать данный перевод для какой-либо цели, предварительно <a href="mailto:dr_noise@mail.ru">свяжитесь</a> с нами.

[o:18 q:12] сделано в zdg. © 2005 x3photo.ru