x3logo
Статьи
СтатьиОбщие
Уроки фотографии
Композиция
Свет
Объективы
Фотошоп

28 миллиметров радости

Petteri Sulonen
28 миллиметров радости


Есть особенное удовольствие в съёмке фиксами. Когда вы ограничены лишь одним фокусным расстоянием, вы учитесь видеть в нём, визуализировать картину даже перед тем, как поднести камеру к глазу. Я уверен, что при наличии опыта и таланта такое возможно и с зумами, но мне это ещё не удавалось.

В наши дни зумы стали нормой даже для тех камер, на которые можно поставить фиксы. Однако то, что у вас есть зум, не означает, что его надо обязательно использовать. Вот почему я подумал о том, чтобы попробовать нечто совершенно другое: фотографические упражнения старомодного толка. Я немного расскажу о своём опыте работы с определёнными фокусными расстояниями, предложу сделать с ними несколько вещей, а затем немного упражнений. Эти уроки не предназначены только для чтения они не имеют смысла без выполнения работы; показ и обсуждение фотографий, снятых вами ранее на выбранном фокусном расстоянии, не считается. Это урок о фотографическом видении в очень особенном виде.

Так что доставайте изоленту или укрепляйте силу воли, крутите кольцо зума до предела влево, потому что мы собираемся посмотреть на самое неспокойное фокусное расстояние, 28 мм. Зафиксируйте его там изолентой, или твердо пообещайте не трогать его использование зума испортит нашу игру.

Встречаем 28


У фокусных расстояний есть характеры: от беспристрастных, клинических, почти научных супертеле до интимных телевиков, от тихих, спокойных "нормалей", через буйные и экстровертные "ширики", до ультра-шириков, которые напоминают некоторых людей на вечеринках тех, кто в конце концов снимают с себя всю одежду и бегают по комнатам, играя на волынках и поджигая пердячий газ, и наконец заканчивая "рыбьими глазами", которые говорят "Ого, чувак... Мощно прёт... Я вижу сзади себя..."


Это, наверно, самое фотографируемое здание в моём родном городе. И всё же я не думаю, что большинство его фотографий выглядит как эта: 28 показывает свою странную перспективу.

У 28 сильный, напористый характер, но он может меняться. Он может быть очень медитативным, смешиваясь с фотографируемой сценой, пытаясь обнять весь мир и стать с ним заодно. Он может быть причудливым и смешным, буквально накладывая новую перспективу на вещи: переставляя знакомые элементы сцены и показывая что-то свежее и необычное. Он может быть мечтательным или эмоциональным, заставляя здания наклоняться под безумными углами, превращая дорожку из ступенек вниз в спуск в самое пекло Ада, или простой флагшток в иглу, царапающую самое подбрюшье Небес. И он может быть просто безумным, делая из людей муравьёв, марширующих среди титанической архитектуры, или превращая их в гоблинов и троллей... или в нечто, что вы могли видеть в комнате смеха.

Он никогда не позволит вам забыть, кто он такой, и его личность отпечатается на всех фотографий, сделанных им. Не пытайтесь его победить вы всегда проиграете. Если вы будете слушать, что он говорит вам, и пытаться видеть вещи с его точки зрения, у вас может получиться нечто очень хорошее. Оно может разочаровывать, но никогда не будет скучным!

Слово о перспективе


Сильный характер 28 выражает себя в том, как он обращается с перспективой. О широкоугольных объективах говорят, что у них "преувеличенная" перспектива и в некотором смысле это правда. Он пытается обнять столько сцены, сколько может, из чего следует, что отдалённые предметы будут казаться меньше; уходящие вдаль линии будут наклонены под большим углом, отчего возникает чувство преувеличенной перспективы.

Однако это преувеличение не постоянно: оно уменьшается с расстоянием. Предметы в районе бесконечности (этой фальшивой точки где-то дальше 10 метров) кажутся менее искажёнными, чем те, которые поблизости. Если вы попросите 28 сделать портрет персоны, включающий голову и плечи, он сработает как кривое зеркало в комнате смеха. Более близкие детали покажутся гораздо больше по отношению к более далёким. И если самой близкой деталью окажется нос, то портретируемый может не прийти в восторг... а если сфотографировать его сверху, то вы можете подарить огромный лоб Ленина даже неандертальцу.

И ещё одна вещь: существует общее заблуждение насчёт перспективы. На самом деле, объектив не оказывает на неё никакого влияния. Перспектива определяется исключительно расстоянием до объекта. Широкоугольный объектив кажется преувеличивающим перспективу только потому, что захватывает больше сцены. Не верьте мне: проверьте это сами. Поставьте камеру на штатив или в другую фиксированную позицию, и сделайте два снимка одни на 28, другой на 100 мм. Затем вырежьте из снимка на 28 центральную часть, совпадающую со снимком на 100. Я гарантирую, что перспектива будет совершенно одинаковая. Вырезая часть картинки на 28, вы получите в точности ту же перспективу, как если бы вы снимали более длиннофокусным объективом. Восприятие объективов, искажающих перспективу, основано на факте, что люди обычно воспринимают видимый размер объекта: чем короче фокусное расстояние, тем ближе вам придётся подойти, чтобы объект оставался того же размера, и это изменит перспективу.

Что можно с ним делать


В силу многогранности характера 28 существует большое количество вещей, которые вы можете с ним делать. Вряд ли существует ситуация, где он не позволит вам сделать хорошую фотографию... хотя она и будет отличаться от той, что вы намеревались получить. Иногда самые лучшие и необычные снимки будут получаться в таких местах, о которых вы думали меньше всего. Однако же для 28 есть несколько вполне устоявшихся задач хорошие места, чтобы пойти на первое свидание или просто на прогулку.

Пейзаж

Классическое поле деятельности 28 это пейзажная фотография. В такой работе он обычно наиболее мирный и медитативный: формы в основном природные и органичные, так что ничто особо не укажет на преувеличенную перспективу, и в силу его способности охватывать мир, он увидит целый лес там, где более длиннофокусный объектив увидит лишь несколько деревьев. Снимая пейзажи на 28, очень важно правильно расположить горизонт: или пониже, чтобы получился небесный пейзаж, или повыше, чтобы выделить объекты на земле и переход вдаль. Так как одна из сильных сторон 28 это подчёркивание расстояния, также полезно уделять внимание разнице между передним планом и фоном, чтобы найти направляющие линии и другие индикаторы глубины.


Кто сказал, что в пейзажах нельзя использовать постройки или людей? 28, с некоторой помощью режима Vivid на 7i, превратил скучную пляжную сцену в нечто необычное.

Архитектура

Второе классическое применение для 28 -- архитектура. Здесь он часто будет немного сходить с ума, вытягивая здания в головокружительные вертикали с острыми концами. Люди по сравнению с размером зданий будут казаться карликами. Если вам нужна натуральная перспектива при съёмке зданий, даже не беспокойтесь просить об этом 28: он любит архитектуру, но видит её своим особенным способом. Люди потратили огромное количество времени, пытаясь победить его с помощью tilt-shift объективов, коррекции перспективы в PhotoShop, забираясь на строительные леса и другие высокие точки обзора, и так далее... и в конце концов, по моему мнению, все эти попытки выглядят более натужными и неестественными, чем странный вид из 28, как ему это нравится. Так что, если вы хотите, чтобы здания выглядели так, как вы их видите, берите 50, делайте несколько снимков и сшивайте их вместе... но если вы хотите показать их по-другому, то берите в компанию 28.


Эта церковь довольно большая по финским меркам, но она вовсе не такая большая, как может показаться. 28 любит преувеличивать: просто представьте, что он может сделать с вашими рассказами о рыбалке...

Интерьер

В интерьерах часто бывает тесно. Вот где на помощь снова приходит широкий взгляд на вещи от 28. Он не может охватить всю комнату, как 20, но ему по плечу группа людей или отдельная часть архитектуры интерьера. Если вы не поместите ничего совсем близко к объективу, то перспектива будет достаточно незаметной, чтобы позволить сконцентрировать внимание на сцене. Вот почему 28 это мой любимый объектив для интерьеров, включая ситуационную фотографию.


Картинка для семейного альбома. 28 помог вместить всех, но на этот раз не преувеличил ничего до неузнаваемости.

В более просторном месте 28 также как дома: здесь он может показать достаточно пространства, чтобы втянуть зрителя... и опять же, его преувеличения не настолько громкие, чтобы заглушить голос сцены, говорящей о себе.


28 видит усыпальницу Св.Сары, покровительницы цыган.

Необычные применения

Встречаются ситуации, в которых вы не думали бы о применении 28. Например, портреты: если вы подходите слишком близко, 28 впадает в эксцентричное настроение, и начинает растягивать и искривлять ваш бедный объект. Но если у объекта есть чувство юмора, это может сработать. Например, вы можете снять портрет ремесленника в его мастерской. 28 обнимет достаточно сцены, чтобы создать контекст. И конечно, вы можете позволить ему пошалить и превратить всё в комнату смеха. Другие необычные применения это спорт и дикая природа. В обоих случаях вы будете находиться далеко от действия, и обычно предпочтёте более длиннофокусный объектив... но в обоих случаях вы можете получить что-нибудь очень необычное и интересное с 28. Большую картину. Вроде игры и зрителей в одном кадре.


Овец можно погонять и машиной. Вот как 28 видит эту ситуацию.

Заключение


У 28 сильный характер. Он текуч, изменчив от медитативного и тихого до буйного и эксцентричного в мгновение ока. Он накладывает своё видение на каждую фотографию, им сделанную, но его изменчивость означает, что он может видеть множество вещей, и некоторые из них он видит лучше, чем вы. Близкое знакомство с ним поможет вам видеть фотографически... и принесёт вам интересные и необычные фотографии. Он любит эксперименты, необычные ситуации, безумные идеи. Познакомьтесь. Это может окупиться больше, чем вы предполагали.

Домашнее задание


Это задание не столько про фотографии, сколько про умение видеть фотографически. Вот почему тут будет больше труда и строгости, чем в предыдущие разы. Больше никаких случайных снимков; настало время мастерства. Потребуется много усилий и времени. Я надеюсь, что хотя бы несколько человек будут участвовать но я не ожидаю никаких результатов в течение нескольких дней как минимум.
  1. Поставьте объектив на 28 мм и оставьте его там. Это неожиданно трудно сделать, если вы привыкли снимать зумами, так что небольшое физическое напоминание должно помочь. Например, вырежьте 5-сантиметровую полоску из пластикового пакета и прикрепите ее на объектив с помощью двух резиновых колец изменившаяся на ощупь поверхность будет напоминать вам о том, что зум трогать нельзя. Или, если у вас действительно сильаня воля, просто поставьте зум на 28 мм и не трогайте.

  2. Если у вас нет 28 мм, поставьте максимально короткое фокусное расстояние и оставьте его там: это скорее всего будет около 35 мм. 35 похож на более спокойного брата 28 не такой изменчивый и буйный, но всё же с многими похожими качествами, так что работайте с ним.

  3. Сделайте себе задание: ситуация, время, сцена, здание, интерьер, портрет, пейзаж, город, или другой объект для фотографирования, или история, которую вы хотите поведать.

  4. Идите и снимайте. Используйте только 28 мм. Сделайте как минимум 100 кадров, желательно 200, 300 и больше (не более 3 "идентичных кадров" для целей брэкетинга). Увеличьте степень сжатия, если надо вместить их всех на карту памяти.

  5. Проведите редактирование: выбросьте все, кроме 10-30 лучших кадров.

  6. Покажите от 1 до 5 ваших лучших снимков, и обсудите.



Показанные задания


Все права на снимки принадлежат их владельцам,снимки использованы с разрешения.

Базилика Св.Стефана, by Ferenc Mogor



"Я пытался следовать вашим инструкциям, так что я взял мою камеру (DiMAGE 5, её самое короткое фокусное 35 мм) с собой на работу, и так как я работаю в деловом районе Будапешта, мне ничего не оставалось, как искать объекты по пути на обед. Это было не так трудно, у нас тоже очень часто фотографируют здания и местность. Я сделал 144 снимка с автобрэкетингом."

"Сначала я сфотографировал базилику в целом, как она поместилась на 35 мм, но передвинул её немного левее и попытался включить часть здания справа, чтобы не получился типично туристический кадр, как у японки слева от меня. Потом я подошёл поближе, надеясь, что на снимке базилика покажется выше, чем в реальности... ну, может быть, это ограничение 35 мм, но всё равно это очень высокое здание! "

Комментарий Petteri

Вот как широкоугольник создал стремительную вертикальную перспективу. Сходящиеся линии и подчёркнутые углы создают гораздо более динамичную и необычную картину. Дерево добавляет контекст, цвет и интерес, и органические, кружевные узоры веток создают хорошую противоположность прямым, стройным линиям архитектуры.

Однако, я бы встал немного левее и ближе, чтобы оставить дерево в центре, но не дать ему заслонить центральный купол: расположенный там, где он есть, или немного правее, он содаёт очень сильный визуальный центр картины.

Толпа поклонников, by Raymond Ruan



"Вчера я был на пруду с лилиями и нашёл это интересное скопление листьев вокруг белой лилии. Все листья были обращены к цветку. Это заставило меня подумать о множестве поклонников, как о названии для картины."

Комментарий Petteri

Снова отлично, Raymond: просто, красиво, и к тому же необычно.

Хорошо замечено и снято. Однако, меня несколько беспокоит отсечение листа справа; кадрирование также выглядит немного нерешительным -- справа очень плотно, слева свободно. Я сделал кое-что, что я обычно делаю только для упражнения, но для такого красивого снимка я считаю это простительным: я стёр пол-листка. Я также сделал кадрирование немного плотнее, но оставил приятные отражения в верхней части. Как вам нравится эта версия?


Внутри BCE Place, Торонто, by Jose B



"Вот моя прогулка по Торонто и первые в жизни архитектурные снимки. Я был настроен скептически, когда делал эти снимки внутри BCE Place, так как я нервничаю, когда снимаю на широком угле без штатива. Блики в линзах оказались незначительны, хотя и ожидал их, так как снимал на широком угле. Когда я был снаружи, то должен был прикрывать солнце одной рукой, но так как эта картинка снималась внутри, то я постарался крепко держать камеру двумя руками без штатива."

Комментарий Petteri

Мне очень нравится этот снимок. Он прекрасен! Я не могу оценить резкость и другие технические характеристики по этому уменьшенному изображению, но отсюда он выглядит чудесно -- не только отлично показана широкоугольная перспектива, но также прекрасные свет и тень, блики в линзах встроены в композицию (наверняка намеренно, правда же? ;-), и даже люди находятся в нужном месте -- не в строгом центре, чтобы придать динамики. Мне особенно нравятся закруглённые, несимметричные тени галереи. Этот снимок победитель конкурса... разве что дрожание камеры не разрушило его полностью (вроде бы нет).

Автором текста и фотоснимков (если не указано иного) является Petteri Sulonen. Перевод с английского осуществлён редакцией <a href="/">x3photo</a> с согласия автора и в соответствии с <a href="http://creativecommons.org/licenses/by/1.0/fi/">Creative Commons License</a>. Если вы хотите использовать данный перевод для какой-либо цели, предварительно <a href="mailto:dr_noise@mail.ru">свяжитесь</a> с нами.

[o:20 q:13] сделано в zdg. © 2005 x3photo.ru