x3logo
Статьи
СтатьиОбщие
Уроки фотографии
Композиция
Свет
Объективы
Фотошоп


Petteri Sulonen
Упрощение


Спасибо Чаку Гарднеру за предложенный иной подход к этим урокам.

Тема сегодняшнего урока "упрощение". По моему мнению, это наиболее фундаментальное "правило" композиции, и хорошей фотографии в целом. Я не выбрал его для своего первого урока, однако: для того, чтобы упрощать успешно, вам нужна некоторая опора для упрощения: простая фокусировка на детали сцены, забывая об остальной композиции, обычно не работает. Правило Третей является подобной опорой. Упрощение заключается в нахождении характерного предмета в будущей картине, удалении отвлекающих деталей, и помещении его в контекст. Решите, что в картине должно стать смысловым центром, и стройте картину вокруг него, удаляя или подавляя всё, что может оттянуть на себя внимание от этого центра.

Притягивающие взор


Думая об упрощении и выборе главных объектов или фокуса интереса, может быть полезно знать некоторые особенности, с которыми мы воспринимаем и "замечаем" вещи. Любой из следующих объектов обычно притягивает взор, и подходит в качестве фокуса для упрощения, я расположу их примерно в порядке убывания их силы:
  • Глаза
  • Лица
  • Человеки в целом
  • Животные
  • Светлые объекты на тёмном фоне
  • Тёмные объекты на светлом фоне
  • Объекты тёплой окраски на фоне холодной окраски или обесцвеченном
  • Объекты с высоким контрастом

Под "силой" я подразумеваю, что в случае конкуренции более "сильный" привлекающий фактор будет иметь приоритет над более слабым. Их можно комбинировать для большего эффекта. Например, в фотографии группы людей, одетых в серое и глядящих в сторону, один индивидуал в яркой или белой одежде и глядящий в камеру будет выделяться. Найдите интересный способ разместить его в кадре, и вы можете получить отличную картину!

Способы и ловушки


Есть достаточно много практических способов упростить картину, если вы знаете, что делаете. Вы можете:

  • Увеличить зум (подойти ближе), чтобы убрать отвлекающие детали из кадра
  • Уменьшить зум (отойти дальше), чтобы отвлекающие детали слились в текстуру и выступила бы структура большой сцены
  • Панорамировать
  • Отойти влево или вправо, стать на колени, лечь, взобраться на объект, поднять камеру над головой, чтобы убрать отвлекающие объекты
  • Использовать открытую диафрагму для маленькой глубины резкости, для размытия отвлекающего фона (к сожалению, это не очень хорошо получается с цифровыми мыльницами)


Чего следует избегать:

  • Срастаний когда объект из заднего плана срастается вашим объектом съёмки, например, дерево, "растущее" из головы
  • Конкурирующие фокусы внимания например, два человека смотрят в камеру, но расположеы так, что не образуют пары (единого композиционного элемента)
  • Хаотичные фоны фоны с большим количеством деталей и высоким контрастом поглощают ваш объект съёмки ("зум назад" или маленькая глубина резкости помогают здесь особенно хорошо)
  • Отсечения половинки людей или объектов обычно не получаются хорошо. Если вам нужно включить в картину только часть персоны, пытайтесь не отрезать по суставам например, отрезать по половине бедра гораздо лучше, чем по колену


Множество способов упрощения


Для иллюстрации принципа упрощения я использую некоторые фото, которые я сделал в Тире. В городе есть два больших района с руинами и раскопками, один рядом с древним портом, и другой вдали от берега. Оба места абсолютно замечательные но совсем не очевидные для фотографирования, из-за наличия там огромного количества всяческих вещей. Там есть множество идей для упрощения. Некоторые примеры:

Самое простое это выбрать деталь из сцены и построить картину вокруг неё:



или



Другой способ найти область или объект, которые менее захламлены или представляют интересные формы или узоры, и скомпоновать картину вокруг этой области:



Еще один способ является обратным выделению детали используйте широкоугольный объектив, чтобы переместиться назад, так что хаотические детали исчезают и появляется "большая картина":



или... (это не из Тира):



Домашнее задание


1. Выберите одну из фотографий, сделанных вами недавно. Изучите её, и попытайтесь вспомнить сцену. Продемонстрируйте фото в том виде, в каком оно было снято, и:
а) Скадрируйте его по-другому, базируясь на принципе упрощения (и, если хочется, на других "правилах" композиции). Объясните, почему вы скадрировали его так. Не переживайте насчёт потери пикселей или технического качества: вырезайте столько, сколько нужно для композиционных целей.
б) Опишите другой способ, которым вы могли бы скомпоновать и снять картину с первого раза.
2. Сделайте снимок, используя принцип упрощения. Продемонстрируйте его, и объясните
а) почему вы выбрали именно этот способ упрощения, и
б) что вы сделали, чтобы упрощение сработало.
Автором текста и фотоснимков (если не указано иного) является Petteri Sulonen. Перевод с английского осуществлён редакцией <a href="/">x3photo</a> с согласия автора и в соответствии с <a href="http://creativecommons.org/licenses/by/1.0/fi/">Creative Commons License</a>. Если вы хотите использовать данный перевод для какой-либо цели, предварительно <a href="mailto:dr_noise@mail.ru">свяжитесь</a> с нами.

[o:16 q:11] сделано в zdg. © 2005 x3photo.ru