x3logo
Статьи
СтатьиОбщие
Уроки фотографии
Композиция
Свет
Объективы
Фотошоп


Petteri Sulonen
Можно ли научиться композиции?


Сначала я вел эти уроки по композиции на форуме Минольта в 2003 году. Первоначальной идеей было немного растрясти технофилию на форумах DPReview; я подумал, что сообщество выиграло бы от небольшого напоминания, зачем вообще нужны камеры. Уроки оказались более успешными, чем я ожидал, и меня попросили повторить. Однако я чувствую, что успел с тех пор научиться кое-чему новому в фотографии, а также в её преподавании. Вот зачем здесь это вступление.

Фотограф, которым я очень восхищаюсь, Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) , твёрдо уверен, что композиции невозможно и не нужно учиться вообще. Он считает, что "обучение композиции" накладывает искусственные ограничения на творческий процесс, и в худшем случае способно задушить огонь и видение гения, тем самым делая наш мир беднее. Хоть я и не вполне согласен с этим по причинам, описанным ниже, я думаю, что он мыслит здраво.

Дилемма "обучения композиции" заключается в том, что нет способа сделать это осмысленно без наложения рамок или правил, и очень легко впутаться в эти рамки и правила и принять их за стандарт совершенства. Постижение этих правил неминуемо приведёт к изменению видения и фотографий того, кто им учится. Это также может отвлечь от индивидуального качества работы. Факт остаётся фактом картинка, скомпонованная "по книге", остается просто картинкой, мастерски скомпонованной "по книге". Интересная ли она, вызывающая ли, имеет художественную силу или нет никаким образом сюда не относится.

Но всё же я не настолько пессимистичен, как Ed. Мне повезло знать нескольких людей, имеющих настоящий художественный талант то внутреннее пламя, которое проявляет себя в потребности создавать очень индивидуальные, необычные, даже провидческие работы. Никто из них не смог бы выразить это видение без изучения ремесла. В какие-то моменты каждый из них проходил через "книжные" рамки, и это часто служило полезной структурой, чтобы восстать и сломать её. По моему опыту, настоящее художественное видение очень хрупко и с другой стороны, это такой огонь, который прожжёт и камень и сталь, чтобы выразить себя. Посмотрите на ретроспективу Пикассо: он делал красиво скомпонованные и исполненные рисунки и живопись в академическом стиле когда ему было 14 лет. И у меня есть смутное чувство, что вряд ли ему удалась бы Герника, если бы не те уроки в художественной школе.

Но можно ли научиться композиции?

В обычном смысле конечно. Нет ничего необъяснимого или непонятного в простых композиционных приёмах вроде знаменитого (или печально знаменитого?) правила третей, направляющих линий, геометрии, наложения фигуры и фона, движения и т.д. Однако, на мой взгляд, это всё не о том, что надо. Функция "правил" не в том, что если вы примените их к своим картинкам, то они станут лучше (хотя по сравнению с обычной инстинктивной "не-композицией" они скорее всего станут). Вместо этого, их функция побудить вас "думать композиционно" дать вам грубый набор инструментальных концепций, с помощью которого надо подходить к задаче композиции. Толчок к тому, чтобы начать "видеть фотографически".

Так что я готов рискнуть и продолжить уроки композиции, практически в том же формате, как я делал это в прошлый раз. Однако, попытайтесь все время помнить, что правила и ограничения, неизбежные в уроках, предназначены лишь для целей обучения: чтобы использовать их как костыли, пока они вам нужны или полезны, а затем выбросить. От простого слепого их применения ваши картинки могут стать или не стать лучше, но это не даст им никакой художественной ценности. Если вы работаете над фотографией и пытаетесь применить к ней "правила", но ощущаете, что это не очень правильно и лучше идти другим путём поздравляю, вы только что окончили школу: вы видите композиционно, и принимаете активное участие в создании фото по своим правилам, а не по инструкциям. Вы уже на своём пути к отысканию собственного фотографического видения.

Таким образом, если вы считаете, что уроки композиции не нужны или вредны, прекратите дальнейшее чтение. С другой стороны, если вы чувствуете, что снимаете ваши фотографии в полной темноте что они не так хороши, как вам хотелось бы, но вы не знаете, что в них неправильно на самом деле, тогда эти уроки будут для вас весёлыми или инструктивными или даже полезными. В любом случае помните, что фотография существует для радости, поэтому не относитесь ко всему очень серьезно и ныряйте.


Домашнее задание


Я хочу, чтобы вы забыли всё, чем вы занимались в фотографии верните стрелку часов на ноль, или как можно ближе к нему. Я также думаю, что это весело сам проделал подобное упражнение несколько дней назад, и получил очень мощный заряд от него. Так что, вот первое домашнее задание по урокам композиции Петтери, модель 2004.



Один снимок из моей личной "пятёрки лучших зарисовок"

Хватайте камеру. Если у вас есть маленькая мыльница, хватайте её. Если нет, хватайте свою обычную камеру. Если у вас зеркалка, берите самый маленький и лёгкий объектив из тех, что есть. Установите камеру в режим полного авто, наиболее вам подходящий если вы новичок, то обычный режим "навел-и-снял" подойдёт замечательно; если вы освоили свою камеру, то можете зафиксировать несколько параметров типа ISO (установите такое значение, чтобы не волноваться, если вдруг не хватит света) и баланса белого (Облачность или Солнечно). Главная цель чтобы камера была готова снимать без излишней мороки.

Если вам нужен идеальный инструмент для этого упражнения, то пойдите и купите одноразовую картонную камеру. Не забудьте только сдать их в такой фотолаб, где вам сделают фотографии и на бумаге и на диске иначе вы не сможете поделиться ими с остальными "учениками".

Теперь идите гулять. Если вы каждый день ходите на работу пешком или ездите на общественном транспорте, то это лучше всего. Если у вас есть собака, идите с ней гулять. Если у вас есть жена, муж, парень, девушка, дети, друзья, и кто угодно ещё, берите их с собой. Но также берите и камеру.

Теперь снимайте всё, что попадётся на глаза. Не выискивайте красивых картинок. Смотрите на вещи, как вы обычно на них смотрите, но на этот раз делайте быстрые снимки. Забудьте о композиции, резкости, шуме, точном фокусе, дрожании камеры и всём остальном: просто снимайте сразу же, как увидели что-то. Убедитесь, что вы наснимали как минимум на один ролик плёнки (то есть 36 кадров). Больше лучше.

Потом загружайте картинки в компьютер. Выберите пять, которые вам нравятся больше всего, и пять, которые, на ваш взгляд, полный отстой (исключая те, которые технически так плохи, что никакого заключения по ним дать нельзя, разве что они все равно выглядят хорошо, конечно). Покажите их другим, и обсудите, почему вы выбрали именно эти снимки. Также опишите, что вы чувствовали, пока снимали эти не-композиции. Самое главное, не забывайте получать от этого удовольствие: это всё должно быть весело.

И не волнуйтесь: в следующем уроке мы перейдём от неопределённых понятий к более классическим правилам композиции.

Автором текста и фотоснимков (если не указано иного) является Petteri Sulonen. Перевод с английского осуществлён редакцией <a href="/">x3photo</a> с согласия автора и в соответствии с <a href="http://creativecommons.org/licenses/by/1.0/fi/">Creative Commons License</a>. Если вы хотите использовать данный перевод для какой-либо цели, предварительно <a href="mailto:dr_noise@mail.ru">свяжитесь</a> с нами.

[o:10 q:8] сделано в zdg. © 2005 x3photo.ru