x3logo
Практика
Практика

Вечерний шум

Андрей Николаенко
Вечерний шум


В этой статье мы рассмотрим природу специфического "вечернего" шума в камере Sigma SD10.

Вот пример снимка, сделанного вечером:



Но таким он стал не сразу. Сейчас мы проследим за его историей.

Итак, дано: Sigma SD10, ISO100, F5, 2.5 cекунды, фонтан с конями и вечернее освещение. Сразу поясню, что снимок делался с рук, поэтому при такой выдержке, даже с упора, вы заметите некоторую шевелёнку, однако для наших задач она не играет роли. Ещё добавлю, что данный вид шума не является свойством именно Sigma SD10, но к этому вопросу мы вернёмся в конце.


Тёмная лошадка




Снимок был сделан с автобалансом белого и скорректирован в SPP в режиме Auto. С первого взгляда всё нормально, разве что темновато.

Отрегулируем параметры по вкусу:



Купание красного канала


И тут мы можем заметить одну странную особенность, а именно очень заметный шум в виде пятен на небе. Учитывая, что снимок был сделан на ISO100, это довольно странно.

Неужели Sigma SD10 нас подвела? Перейдём к исследованию шума и заметим следующую особенность: красный канал в шумной области будто срезан в то время как зелёный и синий имеют вполне адекватные значения, красный почти везде равен нулю. Это особенно заметно с Auto-настройками. С нашими настройками красный хоть и приподнимается, но скачкообразно, принимая значения вроде 2, 4, 6 без каких-либо промежуточных значений. От шума это не спасает.



Может быть, добавим красного с помощью цветового круга? Снова нет результата красный появляется, но пятна всё равно остаются, просто меняют вид.

И тут самое время вспомнить о том, что такое баланс белого и как он работает в камере Sigma SD10.

В самой камере баланс белого не работает никак она снимает в RAW, а всю работу выполняет SPP. Если вы когда-либо меняли баланс белого в SPP, то должны были заметить, что картинка пересчитывается заново после каждого такого изменения. Если менять цветовой оттенок с помощью цветового колеса, никакого пересчёта не происходит, все изменения видны мгновенно.

Логично предположить, что сначала происходит более фундаментальное преобразование RAW-данных в соответствии с выбранным балансом белого, а цветовое колесо затем работает уже с тем, что получилось то есть цветовым колесом, при всём старании, не всегда возможно сделать то, что может сделать баланс белого в SPP.

Вспоминая о нашем "мёртвом" красном канале, попробуем его воскресить с самого начала применим другой баланс белого, например Sunlight. И что же мы видим? Красный канал ожил! В результате исчезли пятна и появился просто равномерный зернистый шум, смотреть на который гораздо приятнее. Правда, картинка стала более оранжевой, но пусть это пока нас не волнует.

Попробуем экспериментировать дальше и поставим баланс белого Shade. Результат ещё большее снижение шума и ещё более оранжевая картинка, но нас это по-прежнему не волнует.

Auto
Sunlight
Shade


Доверять или проверять?


Итак, мы получили картинку без пятен, но с цветовым сдвигом.



Теперь самое время начать волноваться какой цвет правильнее? На самом деле это вопрос предпочтений. Сцена была освещена сложным и вовсе не белым светом, так что оба её варианта одинаково "неправильны" и оба имеют право на существование.

Всё же я решил привести её в некоторое соответствие с моими представлениями о том, как она выглядела, с одной стороны, и с тем, какой её ожидает увидеть посторонний зритель, с другой стороны.

Для этой цели я воспользовался цветовым кругом и добавил синего. На мой взгляд, сцена выглядела именно так:



И возвращаясь к вопросу о шуме: насколько это характерно для Sigma SD10? Проанализировав множество снимков, сделанных разными камерами в разных условиях, я пришёл к выводу, что подобный шум на небе является свойством самого неба: особое сочетание атмосферных условий, времени суток и городского освещения порождает спектр, который заставляет шуметь любую камеру, но в большей или меньшей степени.

Вот, например, снимок с Canon 20D, сделанный в том же месте и в то же время на ISO100:



На снимке с Sigma SD10 шум неба сначала проявляется гораздо сильнее, это объясняется двумя причинами:

1) принципиально иная работа с балансом белого
2) выдержка в 2.5 секунды, которая является слегка "критической" для Sigma SD10

После приведения снимка в порядок средствами SPP уровень шума и его структура становятся сравнимы с Canon 20D. При этом мы не применяли никаких программ шумоподавления, а значит, все детали снимка останутся в целости (осталось только победить шевелёнку... в следующий раз :)

[o:27 q:10] сделано в zdg. © 2005 x3photo.ru